Автокредиты встают на зарядку

01 сентября, 2021 Нет комментариев

Автокредиты встают на зарядку

Автокредиты встают на зарядку

Деньги на покупку электромобилей банки выдадут на льготных условиях

Газета «Коммерсантъ» №156 от 01.09.2021, стр. 8

Крупные банки начали выдавать кредиты на электромобили на особых условиях. Пока на сегмент приходится менее 1% общего объема рынка автокредитования, а банки, выходящие в него, могут столкнуться с трудностями при реализации залогов. Тем не менее направление интересно кредитным организациям: электромобили — премиальный сегмент с высокими чеками и надежными клиентами. Стимулирует банкиров и программа господдержки электротранспорта.

ВТБ 2 сентября запускает программу кредитования на новые электроавтомобили, доступные для покупки у официальных дилеров, рассказал “Ъ” зампред правления банка Анатолий Печатников. Клиенты смогут получить средства на срок до 7 лет под 3% годовых. Максимальная сумма кредита 7 млн руб. при минимальном первоначальном взносе 20%. Ставка будет фиксированной при страховании автомобиля на весь срок кредита (стоимость страховки такая же, как для традиционного автомобиля).

Аналогичную программу уже запустил Газпромбанк. Кредит в размере до 5 млн руб. выдается на 5 лет под 3,9% годовых. Кредиты на покупку Porsche Taycan выдают Сетелем-банк (дочерний банк Сбербанка) и Росбанк, но базовые ставки гораздо выше — 10,9% и 11,5% годовых соответственно. Срок кредитов достигает 5 лет при сумме 12 млн руб. и 8 млн руб.

В 2020 году в РФ было реализовано почти 5,3 тыс. подержанных и 687 новых электроавтомобилей, говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. За пять месяцев 2021 года реализовано почти 2,7 тыс. подержанных и 650 новых машин. Сейчас сегмент новых электромобилей премиальный — в нем Tesla Model 3 (цена 4,5–6 млн руб.), Jaguar I-Pac, Porsche Taycan, Audi e-tron (цены на них начинаются от 6,5–7 млн руб.).

Опрошенные банкиры и эксперты отмечают, что кредиты на электромобили прежде всего нацелены на перспективу.

По оценке проектного лидера Frank RG Станислава Сухова, сейчас на сегмент приходится менее 0,5% рынка автокредитования. «Чтобы направление стало перспективным, необходимо не только создавать спецпредложения на кредиты, нужны и другие составляющие: интерес клиентов к электрокарам, увеличение объемов производства и дистрибуции и инфраструктура»,— подчеркивает руководитель управления автокредитования «Тинькофф» Кирилл Григорьев.

В России еще не сформирована инфраструктура для электромобилей, так что мгновенного роста кредитного портфеля ждать не стоит, но перспективы рынка значительны, объясняют свое решение в ВТБ. Качественный рост рынка начнется, когда в России наладится производство электромобилей, то есть не ранее 2025 года, ожидают в Газпромбанке.

К 2030 году, согласно недавно принятой концепции развития электротранспорта в России, в стране должны выпускать не менее 10% электромобилей от общего объема всех произведенных транспортных средств, напоминает директор автомобильной практики PwC в России Виктория Синичкина.

Политика государства в отношении электротранспорта предусматривает компенсацию скидки конечному покупателю до 25% от стоимости электротранспорта, тогда как скидки по обычным автомобилям компенсировались в размере до 10%, указывает менеджер группы по предоставлению услуг компаниям автомобильной отрасли «Делойт» в СНГ Александр Васильев.

Кредит на электромобиль рассчитан на премиальных клиентов, что делает его почти безрисковым для банка даже при низкой ставке, отмечает собеседник “Ъ” в инвестиционном сообществе:

«Целевая аудитория — руководители компаний, которым для создания имиджа необходим электрокар, и риски просрочки в таком сегменте минимальны».

Кроме того, банки обязаны отчитываться о своем соответствии ESG-повестке. А такие проекты в нее вписываются и не требуют от банка серьезных инвестиций и трансформации, говорит собеседник “Ъ”. Вместе с тем, уточняет Станислав Сухов, банкам со временем придется готовиться к изменениям в части реализации залоговых электромобилей — спрос на них пока небольшой.

Полина Трифонова, Ольга Никитина