И больше не делись

21 мая, 2021 Нет комментариев

И больше не делись

И больше не делись

Валерия Лебедева о новых подходах онлайн-кинотеатров

Газета «Коммерсантъ» №85 от 21.05.2021, стр. 7

Кажется, конкуренция на рынке онлайн-сервисов никогда не была столь ожесточенной. Громкие премьеры выходят каждую неделю, что сопоставимо с темпами традиционного ТВ, а на лидерство претендуют до десяти компаний. Их много, а зритель один, и завлекают его как только можно: различными акциями, промокодами и бесплатными тестовыми периодами. Можно активировать несколько пробных промокодов, использовать двухнедельный тестовый период несколько раз, оформляя разные аккаунты. Кроме того, можно делить подписку с кем-то, и за это ничего не будет.

Еще в прошлом году во время карантинного «бума» потребления видеосервисов площадки обещали, что вот-вот сведут к минимуму бесплатные возможности: осталось только дождаться, чтобы постоянные пользователи привязались достаточно крепко и начали платить регулярно. Но прошел год, а россияне до сих пор при желании могут смотреть сериалы на легальных сервисах совершенно бесплатно.

Зато к следующему этапу привязанности уже подошли зарубежные видеосервисы. Они решились на борьбу с обменом паролями, обратило внимание Assotiated Press. По оценке издания, платформы недополучают несколько миллиардов долларов в год из-за того, что часть пользователей делят аккаунт с друзьями — именно так поступают двое из пяти взрослых онлайн-пользователей. Для борьбы с этим Netflix, например, уже начал рассылать сообщения для проверки учетных записей, отправляя код для верификации.

Иностранные сервисы понимают опасность оттока части пользователей после такой рассылки, но у них нет выбора из-за растущих затрат на контент. Например, сезон анонсированного Amazon сериала «Властелин колец» будет стоить $450 млн, что более чем в четыре раза дороже сезона «Игры престолов» HBO.

В России цены на производство растут едва ли не быстрее. На фоне развития онлайн-кинотеатров наша сравнительно небольшая индустрия столкнулась с резким подорожанием всей цепочки производства и повышенным спросом на авторов, продюсеров и режиссеров сериалов, чьи графики расписаны на годы вперед. Но в отличие от зарубежных российские видеосервисы пока не могут себе позволить даже небольшого давления на пользователей — перевешивает страх потерять клиента, который может легко уйти к конкуренту.

Если же на этом рынке все же случится консолидация, которую так ждут его участники, и получится победить пока еще довольно многочисленных пиратов, то через пару лет и их подписчики, возможно, получат такие же сообщения, как рассылает Netflix. Ведь когда-нибудь инвестиции платформ в производство оригинального контента все же должны начать окупаться.