МТС не мозолит глаза

16 августа, 2021 Нет комментариев

МТС не мозолит глаза

МТС не мозолит глаза

Новый онлайн-кинотеатр оператора занял менее 1% рынка

Газета «Коммерсантъ» №144/П от 16.08.2021, стр. 10

Видеосервис Kion, запущенный на базе МТС ТВ в апреле с рядом оригинальных сериалов и масштабной рекламной кампанией, по итогам полугодия занял менее 1% рынка. В число лидеров, по данным TelecomDaily, вошли ivi, «Кинопоиск», Okko, и Netflix, который единственный увеличивает выручку, сохраняя высокий средний чек. В МТС, впрочем, удовлетворены динамикой Kion и его «положительным влиянием на развитие экосистемы».

“Ъ” ознакомился с отчетом TelecomDaily, посвященным результатам рынка легальных онлайн-видеосервисов в России за первое полугодие. Из него следует, что за этот период их общая выручка увеличилась на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 21,9 млрд руб. Из них по рекламной модели ОТТ-сервисы заработали 4,75 млрд руб., а по платной — 17,8 млрд руб. (см. график). По прогнозу агентства, в 2021 году рынок увеличится всего на 25–30%, тогда как в предыдущие годы он рос на 50% и более.

МТС не мозолит глаза

Лидером по выручке остался ivi, за первое полугодие его доля выросла с 23% до 24%. Второе место занял «Кинопоиск HD» (принадлежит «Яндексу»), который обошел Okko, увеличив долю с 8% до 14%. Okko же сократил долю с 15% до 12%. Американский Netflix, который локализовался в России только в сентябре 2020 года, занял четвертое место, увеличив долю с 8% до 8,9%. Доля YouTube снизилась с 9% до 7,9%.

Максимальный рост выручки за первое полугодие продемонстрировал «Кинопоиск HD» — 146%. Значительный рост — на 120% показал также Kion от МТС (был запущен в апреле на базе МТС ТВ). Но увеличение его показателей связано с эффектом низкой базы, отмечает TelecomDaily. В общей структуре выручки сервис занял на рынке всего 0,9%.

Наиболее существенного роста показателя смогли добиться компании, у которых размер ARPU (средняя выручка на одного пользователя) ниже (по среднему чеку они за пределами первой десятки),— «Кинопоиск HD» (278 руб.), Kion (270 руб.) и Start (217 руб.).

Единственная компания, которая активно растет в общем рейтинге, увеличивает выручку, сохраняя высокий чек,— Netflix, следует из отчета. Ее ARPU составляет 479 руб.

В Okko сообщили “Ъ”, что количество абонентов, использовавших его платные сервисы как минимум раз в квартал, выросло с 2,5 млн до 3,1 млн по итогам полугодия. По мнению гендиректора Megogo Виктора Чеканова, методика оценки TelecomDaily «не совсем прозрачна». В Netflix и Google отказались от комментариев.

МТС ТВ по итогам 2020 года занимало лишь те же 1% рынка по числу подписчиков, но с Kion к 2023 году оператор рассчитывает войти в тройку лидеров, говорил “Ъ” гендиректор «МТС Медиа» Игорь Мишин (см. “Ъ” от 17 апреля). МТС активно вкладывается в производство оригинального контента для Kion, предполагается, что в 2021 году в его библиотеке будет 11–12 тыс. единиц контента. Кроме того, оператор запустил масштабную рекламную кампанию и дал пользователям фактически бесплатную подписку: 100 руб. за нее возвращаются на счет 100-процентным кэшбэком. «Kion работает чуть больше трех месяцев, и мы удовлетворены темпами прироста аудитории и положительным влиянием кинотеатра на развитие экосистемы»,— заявили “Ъ” в МТС.

Kion пока проигрывает онлайн-кинотеатру другого сотового оператора «МегаФона» Start с точки зрения уникального контента, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков: «МТС не рассчитывает на прибыль в проекте, но даже с точки зрения экосистемы он пока не принес оператору дополнительной аудитории». Он сомневается, что видеосервис в ближайшие годы сможет войти в тройку лидеров по выручке: «Если за три года он займет 6–7-е место, это уже будет успехом».

При оценке бизнеса видеосервисов важно ориентироваться не только на выручку, рассчитанную аналитиками, но и на число подписчиков, отметили в «Яндексе»: «На снижение темпов роста рынка повлиял эффект высокой базы 2020 года. Тогда темпы обусловила пандемия, перевод сотрудников на дистанционную работу, сокращение числа развлекательных мероприятий».

Анастасия Гаврилюк, Анна Афанасьева