Платформам становится тесно

03 сентября, 2021 Нет комментариев

Платформам становится тесно

Платформам становится тесно

Вагонный рынок ждет падение спроса

Газета «Коммерсантъ» №158 от 03.09.2021, стр. 9

Спрос на новые грузовые вагоны в России в ближайшие шесть лет будет снижаться примерно на 1% в год, ожидают в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ). На 6–7% будет падать выпуск полувагонов и платформ, а спрос на цистерны, напротив, вырастет из-за больших грядущих списаний. Положительной динамики по цистернам ожидают также производители и другие аналитики. Но по другим типам парка есть альтернативные оценки. В частности, «Infoline-Аналитика» рассчитывает на отсутствие заметного провала спроса на полувагоны, но ожидает гораздо более крутого спада закупок сверхпопулярных сегодня фитинговых платформ.

ИПЕМ прогнозирует, что рынок новых вагонов в 2022–2027 годах будет сокращаться в среднем на 1% в год. Для его насыщения вагоностроителям РФ будет достаточно выпускать по 44,1 тыс. вагонов в год, то есть на 22,8% меньше, чем в 2020 году, и на 44,6% меньше, чем в рекордном 2019 году (79,6 тыс. единиц). При этом выпуск полувагонов, по оценкам ИПЕМ, будет сокращаться в среднем на 6,6% в год, фитинговых платформ — на 6,3% в год, а рынок цистерн, напротив, будет расти на 7,7% в год из-за высоких объемов списания. Объем рынка за весь этот период составит порядка 1 трлн руб., рынка лизинга — 640 млрд руб.

Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что спрос на вагоны обеспечивается ростом перевозок угля, черных металлов, удобрений и контейнеров, но «существенный эффект от влияния внешней конъюнктуры будет скоро исчерпан, а далее ожидается перегрев рынка, в том числе в полувагонах и фитинговых платформах, снижение ставок оперирования, сокращение заказа производителям грузовых вагонов и оптимизация мощностей». Наблюдаемые сегодня повышенные объемы поставок парка на сеть сдвигают период очередного повышения спроса на вагоны с 2025 года на более позднее время, резюмирует эксперт.

Вагоностроители не уточняют долгосрочный прогноз выпуска. Однако, говорил в конце августа гендиректор ОВК Тимофей Хряпов, в этом году компания планирует выпустить 16–17 тыс. вагонов, а в 2022 году — 19–19,5 тыс., хотя заказов уже больше. Компания, как и ИПЕМ, ждет роста заказов на цистерны на фоне списаний: по оценкам господина Хряпова, выбытие в ближайшие два-три года составит порядка 30 тыс. единиц, и компания рассчитывает на значительный объем контрактации в 2022 году, готовясь выпустить порядка 1 тыс. цистерн.

«Infoline-Аналитика» придерживается существенно более оптимистичного прогноза денежной емкости рынка — 1,2–1,25 трлн руб. в 2022–2027 годах, говорит ее глава Михаил Бурмистров. Что касается физических объемов, то агентство полагает, что речь идет о закупке не менее 45 тыс. единиц парка в год в РФ, а с учетом экспорта (в том числе вагонокомплектов в Казахстан) — ближе к 48 тыс. Однако, отмечает господин Бурмистров, потенциал роста рынка в денежном выражении зависит и от темпов внедрения подвижного состава, не представленного или ограниченно представленного на сети: сочлененных вагонов, вагонов со сменным кузовом и т. п.

По полувагонам на этом отрезке времени в «Infoline-Аналитике» не ожидают среднегодового падения (сильный спад в 2022–2023 годах будет компенсирован ростом в 2026–2027 годах). Господин Бурмистров согласен с прогнозом ИПЕМ по цистернам, но в фитинговых платформах видит риск более резкого падения, связанного с беспрецедентными закупками 21 тыс. штук в 2021 году.

Наталья Скорлыгина