Spar начинает экономить

28 мая, 2021 Нет комментариев

Spar начинает экономить

Spar начинает экономить

Российский франчайзи сети может запустить дискаунтеры

Газета «Коммерсантъ» №90 от 28.05.2021, стр. 7

Популярность дискаунтеров в России набирает обороты. Нового игрока под вывеской Smart может создать «Спар Миддл Волга», которая развивает по франшизе сеть супермаркетов голландской Spar. Ключевая проблема работающих в сегменте дискаунтеров сетей — нехватка помещений по низким ценам, указывают эксперты.

Развивающая по франшизе супермаркеты голландской сети Spar «Спар Миддл Волга» планирует открыть собственную сеть дискаунтеров под брендом Smart. Об этом “Ъ” рассказал источник на рынке коммерческой недвижимости. О новом проекте компании известно еще одному собеседнику “Ъ”. По их данным, «Спар Миддл Волга» уже начала поиск помещений под новую сеть в Москве и Московской области площадью 700 кв. м и 1 тыс. кв. м соответственно.

Бренд Smart принадлежит нидерландской SPAR Russia B.V. «Спар Мидлл Волга» использует название по лицензии в качестве собственной торговой марки (СТМ), под которой продает около 250 наименований, включая продукты, товары для дома и пр. В «Спар Миддл Волга» и SPAR Russia B.V. на вопросы не ответили.

По собственным данным, «Спар Миддл Волга» управляет почти 200 из 350 магазинов Spar в России. Согласно ЕГРЮЛ, компания контролируется нижегородскими предпринимателями Альбертом Гусевым и Юрием Маркиным. В 2020 году выручка «Спар Миддл Волга» выросла на 17,83%, до 61,7 млрд руб., чистая прибыль увеличилась почти в шесть раз, до 86,8 млн руб.

Дискаунтеры — один из самых быстрорастущих форматов на российском розничном рынке. По данным 2ГИС, с сентября 2017 по сентябрь 2020 года число дискаунтеров в России выросло на 24,7%, до 139,6 тыс. объектов. Крупнейший игрок в сегменте — «Светофор» — управляет более чем 2,2 тыс. магазинов с ассортиментом до 2 тыс. позиций. По данным Infoline, в 2020 году выручка сети выросла на 38,8%, до 189 млрд руб., год к году. Собственные дискаунтеры уже запустили почти все крупнейшие игроки на рынке. Так, X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») развивает сеть «Чижик», «Магнит» — «Моя цена», а «Лента» — «365+».

Гендиректор «Infoline Аналитики» Михаил Бурмистров оценивает инвестиции «Спар Миддл Волга» в разработку проекта дискаунтеров, адаптации портфеля СТМ и открытие первых двух пилотных магазинов примерно в 50 млн руб. Однако, предупреждает он, рынок Москвы и области — конкурентный, а его ключевая проблема — недостаток подходящих локаций.

Нехватка помещений во многом связана с несоответствием ожиданий собственников и операторов по арендной ставке и возможностей дискаунтера ее платить, уточняет глава отдела торговых помещений CBRE Марина Малахатько: «Дискаунтеры вынуждены держать долю аренды в товарообороте не выше 5%, чтобы сохранять маржу за счет экономии на всех затратах, поскольку наценка на товар минимальна».

По оценкам партнера Colliers Станислава Бибика, аренда подходящей «Спар Миддл Волга» торговой точки в Московском регионе обойдется в 12–18 млн руб. в год. Госпожа Малахатько добавляет, что классический дискаунтер может платить за аренду до 10 млн руб. в год и обычно магазины занимают полуподвалы, расположенные на второй линии точки или имеющие неэффективную планировку помещения.

Экономика дискаунтеров может быть более сложной, чем у магазинов с обычными ценами, предостерегает аналитик Национального рейтингового агентства Алла Юрова. Она ссылается на данные ГК «О’Кей», у которой по итогам 2020 года рентабельность EBITDA дискаунтеров «Да!» была 3%, что в три раза меньше, чем у гипермаркетов. В «Ленте» заявили, что продолжают тестировать формат в Сибири, решение о его тиражировании пока не принято. X5 открыл десять магазинов «Чижик» и планирует оценить результаты проекта по итогам года. В «Магните» говорят, что открыли около 60 дискаунтеров на базе собственных же точек формата «у дома».

Никита Щуренков, Халиль Аминов