Педагог-психолог МАДОУ города Нижневартовска ДС №69 «Светофорчик» Геращенкова Евгения Николаевна Я держу в ладошках Солнце! Я дарю его друзьям! Улыбнитесь – это ж просто. Лучик Солнца – это Вам! Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС) рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Педагог-психолог в детском саду создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями. Психологические акции- это еще одна форма, наряду с родительскими собраниями, работы с родителями, которая способствует повышению интереса субъектов воспитательно-образовательного процесса к психическому здоровью детей и взрослых, показывает реальные формы работы, возможности педагога-психолога детского сада. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ Эффективной формой работы, которая приносит в бесконечную череду занятий лучик света, тепла, заботы, является акция. Получать удовольствие и радость от нетрадиционных интерактивных форм работы педагога-психолога довольно просто, когда работа является творческой. В общении и работе с людьми – взрослыми, детьми – существует огромный простор для развития креативности. Развитие человека происходит прежде всего в социальном окружении. И как мы организуем это окружение, создадим атмосферу творчества, радости, так во многом зависит, как будет развиваться личность воспитанника. Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. Психологические акции – это вид психологической работы в игровой форме. Название эта форма получила по аналогии с различными художественными акциями. Психологическая акция представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве детского сада, параллели, группы. Игровая среда не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила и намеченный результат. Основная цель проводимых в детском саду акций – создание благоприятного психологического климата. Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в детском саду определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; детский сад начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в ней люди — как близкие и интересные собеседники. Акции могут носить игровой характер, иметь форму необычного опроса. Особый вид психологической акции — День (дни) или Неделя психологии в детском саду. Особенности акции: · Акция охватывает всех родителей группы/детского сада, ведь далеко не все из них способны выделить 1,5-2 часа на посещение тренинга, тем более состоящего из нескольких встреч, из-за объективных и необъективных причин. · При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога. · Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель), действует по методу погружения, ненавязчиво сопровождает детей, родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения. · Оригинальные приемы, позитивные настрои поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад. Акция «Забор пожеланий и предложений «Не проходите мимо…» или «Забор психологической разгрузки». Цель: способствует изучению мнения родителей о работе наших сотрудников, о степени открытости детского сада для семьи и доступности информации о жизни детей в группе. Данная акция способствует повышению психологического климата коллектива, созданию благоприятных условий для проявления личностных качеств. Анализ результатов такого нетрадиционного анкетирования позволяет скорректировать план мероприятий с родителями в новом учебном году и некоторые направления организации жизни детей в детском саду. Акция для родителей и детей «Лестница любви» или«День объятий и хороших слов». Цель: психологическая профилактика, гармонизация внутреннего мира участников. На ступеньках лестничного марша разложены картинки или высказывания: «Скажите своему ребенку, что Вы его любите», «Обнимите своего ребенка», «Назовите друг друга ласковым словом», «Вы просто МОЛОДЦЫ, ведь то, что Вы сейчас сделали для своего ребенка очень ВАЖНО!» и т.д., каждый родитель поднимаясь по ступенькам читал своему ребенку хорошие и добрые пожелания, слова любви и доброты, обнимал и целовал своего малыша. Акция – коллективный коллаж «Дерево настроений». Цель: повышение самооценки детей, формирование позитивного отношения к себе. Коллаж оформляют ребенок вместе с родителями, приходя утром в детский сад, размещает листочек в соответствии с настроением – в центре или по краям. Цвет листочка позволяет взрослому диагностировать их настроение. Акция «Аптечка для души» Цели акции: создание положительного эмоционального фона в детском саду. Формы и методы проведения: стенд в виде домика с окошками – кармашками и вывеской «Аптечка для души». Подготовительная работа:
- изготовление эскиза для стенда;
- подготовка листовочек с позитивными высказываниями, установками, пословицами, поговорками, крылатыми фразами, которые вкладываются в кармашки «Аптечки».
Например:
- Улыбнись и весь мир улыбнется тебе.
- Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.
- Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.
- Лучшее, что отец может сделать для своих детей – это любить их мать.
- Надежда подобна ночному небу: нет такого уголка, где бы глаз, упорно ищущий, не отыскал, в конце концов, какую-нибудь звезду.
- Все золото мира не имеет никакой ценности; вечны лишь те милосердные деяния, которые мы способны сотворить ради своих ближних.
- Люди одиноки. Потому что вместо того, чтобы строить мосты между собой, люди возводят стены.
- Если бы мы хорошо видели и чувствовали человеческую жизнь, мы бы слышали, как растет трава и как бьется сердце белки.
- Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след, они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит.
- Тот, кто ищет цветы, найдет цветы; тот, кто ищет сорняки, найдет сорняк.
- Птица счастья садится только на раскрытую ладонь.
- Святая наука – расслушивать друг друга
- Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.
- Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце. Но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри.
- Цепляясь за свои страхи, ты придаешь им сил.
- Не позволяй уму лениться!
- Успех начинается с души.
- Если сосчитал до 10-ти и все еще злишься, сосчитай до 100.
- Удача любит смелых.
- Никогда не прекращай учится, работать и сочувствовать другим.
- Отдавая другим, ты можешь быть уверен: твои дары вернуться к тебе.
- И добро, и зло, что ты несешь в этот мир, обязательно вернуться к тебе.
- Выполняй обещания.
- Добрые слова приносят столько же пользы, сколько дурные – вреда.
- Хорошо выполненная работа – уже сама по себе награда.
- Избыток свободного времени, как и всякое излишество, вредно.
- Хвали на людях, критикуй наедине.
- Слово может ранить и исцелить.
- Доброта спасет мир.
- Вежливость никогда не выходит из моды.
- Дерево узнают по плодам, человека – по делам.
- Приучи себя к хорошим привычкам.
- Сила – не аргумент.
- Держи осанку – будешь здоровей.
- Верь в свою мечту, и она сбудется.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Ласковое слово и бурю укрощает.
- Не спеши карать, спеши миловать.
- Доброму слову – добрый ответ.
- Кто зря сердит, у того голова болит.
- Умный себя винит, глупый – своего товарища.
- Чего в других не любишь, того сам не делай.
Комментарии: «Аптечку для души» можно использовать как самостоятельно, так и как вступительную часть перед семинаром, тренингом, групповой консультацией, круглым столом. Можно также повесить плакат в фойе детского сада, чтобы родители и педагоги, приходящие утром в детский сад получили заряд бодрости и хорошего настроения. Акция «Цветы для мамы» Цели акции:
- укрепить детско – родительские отношения;
- формировать ценностное отношение к близким людям;
- получить позитивную обратную связь от своих род ителей.
Ты самая лучшая мама на свете потому, что · ты мой лучший друг · твои блинчики самые вкусные · у тебя самые добрые глаза и самые нежные руки · от одного твоего поцелуя боль в коленке утихла · потому что вы с папой подарили миру меня · ты всегда находишь время, чтобы выслушать меня · даже самый грустный день может озарить твоя улыбка · ты самая красивая мама на свете! · все мои детские мечты сбывались · от твоей улыбки мне тоже хочется улыбаться! · ты всегда рядом и готова мне помочь! · только ты можешь утешить мои самые горькие слезы! · я хочу быть похожа на тебя! · с тобой мне не страшно даже в самую лютую грозу! · ты умеешь варить кашу без комочков! · сколько важных слов я не проспала благодаря твоему поцелую и словам “Доброе утро!” · ты даже ругаешь меня любя! · я чувствую себя самым любимым ребенком на свете! · даже из самого обычного дня ты можешь сделать праздник! · из твоих рук даже гречка вкуснее конфет! · в твоей сумочке хранится тысяча самых полезных на свете вещей! · указав, на падающую звезду, ты научила меня загадывать желания. И они всегда сбываются! · ты знаешь все мои секреты, даже то, что вчера сказал мне Санька на ушко! · с тобой до сих пор советуется Дед Мороз, когда выбирает мне подарки! · я знаю, что ты всегда поможешь мне в трудную минуту! · ты всегда найдешь самые нужные слова, которые помогут мне справиться с самой неразрешимой задачей! · твой совет всегда самый полезный! · ты научила меня верить в то, что мечты сбываются! · ты всегда прощаешь мне мои ошибки! · ты терпеливо отвечала на миллион моих вопросов, и теперь я знаю об этом мире почти все! · ты помогла мне сделать первые шаги в жизни! · несмотря на проведенные у моей кроватки бессонные ночи, ты смогла сохранить свою нежность и доброту! · у тебя никогда не опускались руки, и ты научила меня никогда не сдаваться! · у меня всегда было два ангела хранителя: один – на небе, второй – на земле! · ты главный человек в моей жизни! Попробуйте провести акцию в вашем детском саду, вы увидите её позитивное действие и сами получите удовольствие. Детский сад Источник: Министерство строительного комплекса Московской области
Родители, чьи дети ходят в детский сад, оплачивают услуги по присмотру и уходу за малышами. Если в семье несколько дошколят, сумма выходит ощутимая. Жители Подмосковья могут вернуть часть денег. От чего зависит величина компенсации и как ее оформить, читайте в материале портала mosreg.ru.
Как в Подмосковье реализуется нацпроект «Демография»>>
Кому положена компенсация
Ребенок рисует картинку
Источник: Министерство строительного комплекса Московской области
Рассчитывать на компенсацию платы за присмотр и уход за ребенком в детском саду может один из родителей (родитель-одиночка) или законных представителей, который оплачивает соответствующую услугу в детских садах Московской области.
Как в Подмосковье получить выплату на питание беременным, кормящим матерям и детям>>
Размер компенсации
Денежные купюры российских рублей.
Источник: Фотобанк Московской области
Размер выплаты зависит от количества несовершеннолетних детей в семье и средней платы за детский сад, установленной правительством Московской области.
Так, на первого ребенка положен возврат 20% от этой суммы, на второго – 50%, на третьего – 70%.
При этом старшие дети в семье могут быть и школьниками, главное, несовершеннолетними. Если старшему исполняется 18 лет, то при определении размера компенсации за детсадовца, его уже не берут в расчет. И тогда за третьего малыша в семье родители смогут вернуть уже только 50% от стоимости услуг, как за второго ребенка.
Как получить детское пособие по месту проживания в Подмосковье>>
Куда обращаться
Детский сад
Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области
Чтобы начать получать компенсацию, нужно подать соответствующее заявление в детском саду или через региональный портал госуслуг.
Спасение недоношенных и помощь в рождении четверни – как работают подмосковные акушеры>>
Необходимые документы
Источник: РИАМО, Анастасия Осипова
Для оформления компенсации онлайн понадобятся:
– свидетельство о рождении ребенка (детей);
– реквизиты для перечисления денег;
– паспорт заявителя.
Семейные группы детсадов в Подмосковье: как получать зарплату за воспитание своих детей>>
Сроки назначения компенсации
Источник: Фотобанк Московской области
Решение о назначении выплаты примут в течение пяти рабочих дней. Отказать могут, если не в порядке документы или заявитель не является законным представителем дошкольника. Например, с заявлением не может обратиться бабушка ребенка, если она не является его опекуном.
Продлевать назначение компенсации нужно ежегодно до 1 ноября.
Уполномоченный по правам ребенка в Подмосковье: чем занимается и как обратиться>>
Александра Томей
Младшие
Главная / Дошкольное образование / Разное 2.49 МБ, 1350574.docx Автор: Шаврина Наталья Александровна, 16 Дек 2015
Материал для педагогов
Автор: Шаврина Наталья Александровна Похожие материалы
Тип | Название материала | Опубликован | |
---|---|---|---|
документ | Примеры акций, проводимых в детском саду с участием родителей | Шаврина Наталья Александровна | 16 Дек 2015 |
документ | Сабантуй в детском саду с участием родителей | Гарипова Зульфия Раисовна | 4 Апр 2015 |
документ | План мероприятий проводимых в детском саду к дню 9 мая План мероприятий проводимых в детском саду | Живага Ольга Петровна | 31 Мар 2015 |
документ | Спортивный праздник “Олимпийцы в детском саду” с участием родителей. | Стрельцова Наталья Леонидовна | 15 Окт 2015 |
разное | Cчетный материал в детском саду. Примеры | Магазин игрушек ДЕТСКИЙ САД (дидактические материалы) | 31 Мар 2015 |
документ | Гендерные особенности мальчиков и девочек Тема самообразования «Гендерные особенности девочек и мальчиков» Родительское собрание “Девочки и мальчики в детском саду” с участием детей» | Лазаричева Татьяна Викторовна | 10 Мая 2015 |
документ | Сценарий выпускного утренника в детском саду с участием главной Феи, Волшебника, Дюдюки, Недоучки, Ласточки, Кротов и других персонажей | Крылова Лариса Алексеевна | 23 Дек 2015 |
разное | Подвижные игры в детском саду с экологическим содержанием. | Редозубова Ирина Викторовна | 31 Мар 2015 |
разное | Работа с родителями в детском саду | Тюкина Лидия Ивановна | 31 Мар 2015 |
разное | Работа с родителями в детском саду | Тюкина Лидия Ивановна | 31 Мар 2015 |
документ | Режим дня в ДОУ (холодный период) Дома В детском саду Дома Дома В детском саду Дома Дома В детском саду Дома Дома В детском саду Дома Дома В детском саду Дома Дома В детском саду Дома | Анисимова Галина Анатольевна | 31 Мар 2015 |
документ | Консультация для родителей «Знакомство родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, используемыми в детском саду» | Аникаева Наталия Владимировна | 19 Мар 2016 |
документ | Основная общеобразовательная программа в детском саду в соответствии с ФГТ (ознакомление родителей) | Козлова Наталья Васильевна | 22 Мар 2016 |
Консультации для родителей в детском саду «Грибы» | Волченкова Олеся Андреевна | 18 Дек 2017 | |
видео | Работа с одаренными детьми в детском саду | Домаева Татьяна Петровна | 1 Апр 2015 |
разное | Мероприятия,которые проводились в ДОУ с участием родителей | Панкратова Юлия Владимировна | 4 Апр 2015 |
документ | Работа с родителями в детском саду. Консультация для родителей “Семья и семейные ценности” | Ивановская Жанна Вячеславовна | 31 Мар 2015 |
документ | Учимся взаимодействовать с родителями КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ | Ольга Малахова | 31 Мар 2015 |
документ | Работа с родителями в детском саду. Консультация для родителей «Дорожная азбука» | Панфилова Тамара Николаевна | 21 Авг 2015 |
документ | Консультация для родителей “Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду” | Ирина Владимировна Карпова | 4 Июл 2015 |
документ | Консультация для родителей “Адаптация детей с ОВЗ в детском саду” | Петрова Наталья Владимировна | 15 Окт 2015 |
документ | Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития в детском саду компенсирующего вида | Михайлик Ольга Викторовна | 31 Мар 2015 |
документ | Новый год в детском саду. Консультация для родителей. Новый год в детском саду. Консультация для родителей. | Прихожаева Ольга Станиславовна | 31 Мар 2015 |
документ | Развитие компетентности родителей в вопросах организации экспериментальной деятельности с детьми в детском саду и дома.( из опыта работы) | Хаустова Ирина Владиславовна | 15 Ноя 2015 |
документ | «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО» | Ольга Валерьевна Шевченко | 8 Мар 2016 |
документ | Рекомендации по адаптации детей в детском саду “Кирпичики” Рекомендации по адаптации детей в детском саду Рекомендации по адаптации детей в детском саду | Мясникова Светлана Евлампиевна | 31 Мар 2015 |
документ | ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 1 КЛАССЕ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ | жилякова ольга анатольевна | 1 Апр 2015 |
документ | ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 1 КЛАССЕ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ | жилякова ольга анатольевна | 1 Апр 2015 |
разное | ГОРОД СЧАСТЬЯ / праздник по правам ребенка в подготовительной группе с участием родителей / | Авжян Оксана Александровна | 31 Мар 2015 |
документ | Летняя Олимпиада в подготовительной группе с участием родителей | Шемякина Виктория Михайловна | 31 Мар 2015 |
разное | Занятие с участием родителей «Прогулка в лес» | Николаева Ольга Владимировна | 17 Мая 2015 |
документ | Праздник для родителей с детьми “День матери в детском саду” | Григорова Елена Витальевна | 30 Мар 2015 |
презентация | Психолог в детском саду. Взаимодействие психолога с родителями | Шишкина Мария Сергеевна | 31 Мар 2015 |
документ | Беседа в детском саду с родителями о безопасности детей | Стешина Татьяна Владимировна | 31 Мар 2015 |
документ | Статья по работе с родителями в детском саду для родительского уголка. | Смара Лариса Александровна | 31 Мар 2015 |
документ | “Театрализованная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста в детском саду” | Григорович Ольга Константиновна | 31 Мар 2015 |
документ | План работы с родителями в детском саду на февраль | Сергеева Ольга Константиновна | 31 Мар 2015 |
документ | Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду | Конах Светлана Владимировна | 31 Мар 2015 |
презентация | Презентация к родительскому собранию в детском саду “Жестокое обращение с детьми – Порочный круг насилия”. | Руссу Наталья Закиевна | 6 Апр 2015 |
документ | Конспект группового собрания для родителей с элементами игрового тренинга на тему: «Адаптация ребенка в детском саду» | Еверзова Ольга Владимировна | 31 Мар 2015 |
Выбрать раздел
Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:
- – Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
- – Перейти на страницу подачи публикации
- – Оплатите организационный взнос (250р).
- – Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
- – Прикрепите файл с публикацией к заявке.
- – После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.
Условия публикации:
1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:
- Дошкольное
- Начальное общее
- Основное общее
- Среднее (полное) общее
- Среднее профессиональное
- Высшее
- Дополнительное
2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.
3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.
Посмотреть свидетельство:
Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.
Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.
- Главная
- Публикации
- Дошкольное
- “Организация и проведение социально ориентированных акций как способ реализации детских инициатив в ДОУ”
“Организация и проведение социально ориентированных акций как способ реализации детских инициатив в ДОУ”
Дата публикации: 02.05.17
“Организация и проведение социально ориентированных акций как способ реализации детских инициатив в ДОУ”
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Таким образом, мы приходим к выводу, что для побуждения, развития и поддержки детской инициативы, необходимо создать приемлемые комфортные для дошкольников условия, а именно:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- расположенность остальных субъектов образовательной среды для взаимодействия;
- контакт и взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- четкое построение и планирование образовательного процесса (тематическое планирование, ориентированное на интересы детей);
- включение диагностической и аналитической деятельности для получения образовательного запроса детей для верного формирования целей и задач;
- Привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями, а так же социумом;
- Подготовительный (выявление запроса детей, создание проблемной ситуации; поиск объекта взаимодействия для воплощения замысла детей по результату, полученному при выявлении запроса; подробное изучение темы по запросу, объекта взаимодействия и формирование ожидаемого результата (для чего мы это делаем?);
Цель проведения социально ориентированных акций как способа реализации детских инициатив:
Этапы реализации:
На данном этапе педагогами четко строится стратегия мотивационных мероприятий, ориентируются они, в первую очередь, на тему недели.Воспитатели используют различные методы для побуждения инициативы детей, такие как: домашние задание, подводящие к изучению материала, мероприятие, направленное на понимание ситуации, или простая беседа, показ презентации или видеофильма, относительно проблемной ситуации, возникшей в ходе мотивационных мероприятий.
От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной работы, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.
Loading…
- Главная
- О нас
- Новости
- Экологическая акция “Сделаем территорию детского сада красивой”
Информационный портал Главная Горячие линии О нас Сведения об образовательной организации Общие сведения Новости Структура и органы управления организацией Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности Опросы Летопись Достижения Публичный доклад Медиа Отзывы и предложения Деятельность Образовательные программы Группы дошкольного образования Объединения дополнительного образования Образовательные стандарты Самообследование Программа развития Эко-школы/Зеленый флаг Консультационный пункт Восемь жемчужин дошкольного образования – 2020 Коллектив Работники образовательной организации Профсоюзная организация Условия Режим работы Материально-технический ресурс Доступная среда Питание График питания Меню на каждый день Организация питания Безопасность Дорожная безопасность Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей Охрана здоровья Финансирование Бюджетное финансирование Внебюджетные ресурсы Платные образовательные услуги Платежные реквизиты Документы Организационно-правовые документы Организационно-распорядительные документы Результаты проверок Формы документов Ссылки Полезные ссылки Электронные муниципальные услуги в сфере образования Информационные системы Контакты Обращения граждан Вопросы руководителю Набор в образовательную организацию и условия приема Вакантные места для приема (перевода) Использование материалов
ли со статьей или есть что добавить?